Новости

Человек и пароход

15.06.2011
Источник информации: Ульяновская правда
Адрес новости: http://ulpravda.ru/paper/article/10088.html

…недавно со стапелей волго-каспийского завода сошло судно под названием «никифор шуреков». так председатель совета директоров градообразующего волго-каспийского судоремонтного завода, создатель и совладелец компании «каскад» петр шуреков увековечил память своего любимого дяди, нашего земляка - фронтовика, ученого и замечательного человека. имя дяди теперь носит научно-исследовательский корабль - на астраханском заводе отремонтировали и полностью модифицировали судно-рефрижератор. сейчас «никифор шуреков» готовится к своему первому плаванию. недавно судно передали в аренду институту океанологии, и вскоре оно приступит к экологическому мониторингу северного каспия.

«никифор шуреков»
- дядя никифор, или, как мы все его звали, дядя ника был замечательный человек, - рассказал нам петр шуреков. - хотя был всегда очень занят, обязательно приезжал к нам в цильнинский район, вокруг него как бы цементировалась наша многочисленная «шурековская» родня. он даже генеалогическое древо нашего рода составил.
никифор александрович шуреков родился 9 июня 1916 года в селе старые алгаши цильнинского района ульяновской области в крестьянской семье. окончил семилетку, трудиться начал сначала в колхозе, потом устроился на завод в новом сормове. осенью 1934 года он поступил на рабочий факультет при ульяновском пединституте, выбрав геологический факультет. в феврале 1941-го никифор окончил его с отличием и был направлен на строительство волго-уральского канала в город вытегра вологодской области. там и застала молодого инженера-геолога война. с первого же дня великой отечественной он был призван в красную армию. вот только не знал тогда молодой боец, что провоевать ему придется всего две с половиной недели…
через неделю после начала войны артиллерийский дивизион, в котором служил никифор шуреков, был передан в состав арьергарда, который выполнял задание по задержанию наступления противника на город псков. 9 июля никифора александровича взяли в плен, когда он пытался переплыть реку великую. и почти четыре года, до 25 апреля победного 1945-го, он провел в лагерях во пскове, двинске, даугаве, эбенроде в пруссии, старгороде, берлине, вайдене. а после освобождения из фашистского плена, как и многие советские воины, был осужден еще на долгие десять лет сталинского гулага и отбывал заключение в печорлаге, в республике коми. только в конце 1955 года никифора александровича освободили и впоследствии полностью реабилитировали с восстановлением воинского звания младшего лейтенанта.
вся послевоенная трудовая биография никифора шурекова была связана с печорским угольным бассейном. на протяжении более чем сорока лет им было исследовано строение почти всех тамошних месторождений угля. вначале он работал как участковый геолог и начальник геолого-поисковой партии, а в 1960 году перешел в воркутинскую геолого-разведочную экспедицию и серьезно занялся литологией (наука о современных осадках и осадочных породах, их составе, строении, происхождении и закономерностях пространственного размещения) печорского угольного бассейна. им были исследованы и описаны почти сто километров кернов этого месторождения. результаты работ никифора шурекова нашли широкое применение в геологической практике, в первую очередь при эксплуатации горных выработок и резервных шахтных полей.
хотя никифор александрович был геологом полевого сектора, он успевал заниматься и научными разработками. в 1974 году он защитил кандидатскую диссертацию на базе казанского государственного университета, а в возрасте 80 лет никифор александрович защитил и докторскую диссертацию. по результатам исследований научного сотрудника института геологии коми нц уро ран шурекова были опубликованы шесть монографий и около пятидесяти научных статей. свою работу неутомимый труженик не прекращал до девяноста лет. в прошлом году никифора александровича шурекова не стало, он похоронен в санкт-петербурге.

его университеты
личность самого племянника, решившего столь необычным способом увековечить память любимого родственника, оказалась не менее интересной. поэтому получившийся в итоге материал посвящен сразу двум шурековым.
петр шуреков родился в селе старые алгаши цильнинского района в большой семье - кроме него, у родителей-колхозников было еще пятеро детей. так что к работе он был приучен очень рано. приходилось и по хозяйству помогать, и овец пасти, а в старших классах петр вместе со взрослыми работал в поле на комбайне.
- кораблики, значит, в детстве не строили?
- не строил. и даже особо не играл - некогда было.
после окончания школы шуреков поступил и благополучно окончил судоремонтный факультет астраханского мореходного училища. получил распределение в мурманск и отбыл «к месту приписки». северу наш земляк отдал семнадцать лет, пройдя за это время путь от слесаря до заместителя директора по производству и экономике на мурманском судоремонтном заводе. получал допобразование в морской академии имени макарова в санкт-петербурге и даже был направлен на учебу в англию по линии министерства морского флота. позже были и школы бизнеса.
- наш мурманский завод был первым предприятием в системе морского флота, где было произведено акционирование. там я и приобретал первый опыт. но потом для нас - как, впрочем, и для всей страны, наступили очень тяжелые времена. и в 1994 году я уехал с семьей в астрахань - чтобы начать все с нуля.

50-кратный рост
в астрахани петр шуреков начал с должности прораба на астраханской судоверфи. правило «лихих девяностых» действовало независимо от географических широт - что в мурманске, что в астрахани. на местных корабелов тогда тоже обрушилась угроза банкротства, и судоверфь имени кирова, в недавнем прошлом масштабное, градообразующее предприятие, разделилось на ряд самостоятельных участков, акционерных обществ. одно из них и возглавил петр шуреков, причем руководство он принял в год дефолта. это был тяжелейший год для всей страны. на предприятии товарной продукции тогда производилось всего на 5 млн. руб.
- ну что сказать - тяжелое было время. выползали из кризиса, увеличивали объемы производства. начали процесс акционирования, я в нем участвовал, выкупал акции и в конце концов стал владельцем каспийского судоремонтного завода и некоторых других предприятий.
сейчас на волго-каспийском срз обслуживаются самые разные типы судов: военные корабли, гражданский флот, ледоколы. в последние годы товарной продукции производится на 200-250 миллионов. самое удивительное, что даже пресловутый финансовый кризис 2008-09 годов предприятие преодолело совершенно безболезненно.
- мы хорошо выжили, заказы были, мы даже сумели купить и модернизировать то самое судно, которое я назвал в честь своего родного дяди. еще док - без всяких кредитов и государственных вложений. модернизировали его, увеличив длину - раньше мы могли поднимать на ремонт корабли до 110 метров, а теперь - до 130 метров.
среди предприятий шурекова находится и многопрофильная компания «каскад», осуществляющая все виды водолазных работ. это позволяет еще более расширить спектр услуг по ремонту и модернизации судов. а в перспективе петр шуреков планирует «замахнуться» и на судостроение:
- конечно, строительство судов в мелких масштабах у нас и сейчас есть. хотелось бы эту сферу развить как следует. правда, у нас в регионе необычайно мощная конкуренция - 26 судоремонтных и пять мощных судостроительных предприятий.

«не нужен нам берег турецкий…»
предприятия шурекова на астраханском рынке труда котируются - и неудивительно. зарплата в среднем на предприятии составляет около двадцати тысяч рублей, есть свое подсобное хозяйство, общежитие для сотрудников и даже арендованный пансионат на черном море. специалистам, зарекомендовавшим себя, приобретаются квартиры и даже строятся коттеджи, причем это отнюдь не считается служебным жильем. через десять лет работы на предприятии жилплощадь переходит в полную собственность владельцев. по словам петра александровича, сейчас практически все предприятия преодолевают определенную возрастную лакуну, вызванную тем, что в девяностые множество специалистов ушло из умирающих производств. и теперь заменить профессионалов, уходящих на пенсию, очень сложно - в силу этого временного разрыва. так что молодежи приходится быстрее осваиваться и набирать опыт - вот и сын петра александровича владимир уже заменил отца на должности руководителя мк «каскад». дочь тоже пошла по стопам родителя - трудится сейчас главным бухгалтером на судоремонтном заводе. и по продолжению рода программа тоже успешно выполняется: в свои вполне цветущие годы шуреков - уже четырежды дед, у него три внука и внучка.
- свободное время как проводите, если оно, конечно, есть?
- в последнее время оно появилось - с тех пор, как владимир на себя управление «каскадом» взял. очень люблю лошадей. при нашем подсобном хозяйстве держим небольшое поголовье. среди них - десять чистокровных арабских скакунов. и три раза в неделю мы с моим любимым эдельвейсом обязательно по степи поскачем. еще очень люблю подводную охоту.
- у нас или в экзотических странах?
- да зачем мне вся эта экзотика, когда свой каспий под боком! у нас тут все - и осетры, и сазаны, и щуки. и никакого «берега турецкого» нам не надо!



Все новости раздела




Другие новости раздела:
В Ульяновске вынесли приговор в отношении мужчины, признанного виновным в применении насилия по отношению к сотруднику Росгвардии. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на сайт СУ СК России по...
В Ульяновске за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии осужден 29-летний мужчина. Информацию об этом распространила пресс-служба СУ СК России по Ульяновской области.Как рассказали в...
УЛЬЯНОВСК, 3 августа. /ТАСС/. Международный аэропорт Ульяновска имени Николая Карамзина начнет принимать самолеты в августе. Об этом сообщил в пятницу директор департамента транспорта Ульяновской...
В редакцию "РГ" обратились педагоги и родители учащихся ульяновского лицея при местном техническом университете. Поводом стало грядущее строительство на прилегающем к школе участке по адресу: ул....